среда, 7 января 2015 г.

Джулия Маргарет Кэмерон в Мультимедиа Арт Музее. Одна из первых женщин фотографов, сделавших фотографию искусством.

Пусть в числе последних, а не могу не рассказать об этой выставке. Вдруг кто еще не был - обязательно сходите и в идеале на экскурсию. Выставка продлится всего лишь до 1 февраля !
Я попала на нее совершенно неожиданно, чему была очень рада. Так как помимо субъективных ощущений, суждений и скудной информации (опять же скажу, что вовсе не собиралась на выставку) получила калоссальное количество удовольствия и истории от человека, чьи глаза горели пока он рассказывал, чувствовался искренний интерес и главное знание предмета.
IMG_8550

Джулия Маргарет Кэмерон (1815-1879) - одна из первых женщин фоготрафов к тому же узкой специализациии фотографа-портретиста. Она ломала стандарты и шла против правил. Первая стала использовать прием расфокуса, оживляла фотографию, создавая целую историю.



Кэмерон -  фотограф-любитель, нигде не училась и фотографировать начала когда ей было уже под пятьдесят и дочь подарила ей фотоаппарат, что бы та не скучала на острове Уайт, где они по долгу службы мужа проживали.

Важным моментом в формировании взглядов и вкусов Джулии Маргарет было ее окружение. Лорд Альфред Теннисон, любимый поэт королевы Виктории, написавший "Королевские идиллии, к которым позже Кэмерон сделала иллюстрации; Астроном и фотограф сэр Джон Гершель; писатели Энтони Троллоп и Чарьлз Доджсон (Льюис Кэрролл); художники и философы.
И кстати после переезда на остров Уайт, несмотря на его уединенность ее соседом оставался все тот же Теннисон.
Также на ее век пришелся расцвет прерафаэлитов, которые отрицали академические принципы в искусстве, признавая только доктрины "до Рафаэля",  стремившиеся к искренности и простоте.




Классический викторианский портрет: темный фон, поворот в три четверти, "не живые" руки, лица как маски. Скорее срез человеческой личности, не передающий ее саму. Фотография не считалась искусством, скорее способом документирования, придуманым учеными.

Автопртрет (классический образец викторианской фотографии)


IMG_8502

Кемерон же попыталась увидеть больше. В этом ее уникальность. Викторианские ценности уходили корнями очень глубоко и женщина ее возраста и положения даже помыслить не могла о нарушении определенных догм и правил. Это было просто невозможно.

Сын (первые пробы)
IMG_8500

Пойдя за прерафаэлитами она переосмысляла телесность в своих работах. Замечу, что телесность и эротизм в ее время были совершенно не связанны друг с другом даже на уровне мысли. Связал их Фрейд уже в 20 веке. Она пыталась вывести эти бессознательные, невыраженные, но витающее в воздухе смыслы в физический мир, создавая свои картины и тело было ее сосудом для выражения символов и аллегорий.

IMG_8498

Игра с фокусом, светом, пятнами на фотографиях, незавершенный контакт с эротизмом и смертью (она фотографировала спящих, но никогда мертвых), подменяла пол и юноша мог изображать девушку, тонко играя эмоциями.

IMG_8504
IMG_8503

Кэмерон снимала членов семьи, друзей, соседей. Ей позировали ее племянница Дакворт (мать Вирджинии Вульф) и Алиса Лидднел ( прототип Алисы в стране чудес). Создавая свои фантазии она была очень к ним требовательна.

IMG_8548

Только в 1880 годах, т.е. уже после ее смерти встал вопрос считать ли фотографию искусством. Появились фотографы-пикториалисты, использовавшие кисти и неровности в фотографии, придавая ей живописность. Они просуществовали около 20 лет, вплоть до появления Кодака. Кэмерон она была первой из них, прокладывая эту дорожку недолгие, но яркие 11 лет.

Кстати пикториалисты России совсем другая история, но об этом в другой раз!



Не забывайте дышать!

Василиса.




Комментариев нет:

Отправить комментарий